?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Александр Трубицын

Едва ли сотая часть дураков, рыдающих о «преследовании кибернетики», хотя бы смутно догадывается о том, что же такое кибернетика и уверена, что это если не система бухгалтерского учета в кибуцах, то наверняка супруга невинно репрессированного выдающегося еврейского профессора Кибера, которого уже нет - из-за преследования Сталиным, конечно.

Сотая от сотой части, доползшая до диплома о высшем образовании, уверена, что научным «отцом кибернетики» является американец Винер. Извините, ошибочка вышла. От отношений Винера с наукой она ничего не родила, а если родила, то нечто совершенно иное. Потому что кибернетика, как открытие, научная идея, родилась за две тысячи лет до рождения Винера.

Термин «кибернетика» ввел древнегреческий ученый Платон как науку управления особыми объектами, имеющими в своем составе людей - эти объекты он называл «гиберно». Это могла быть и административная единица - земля, заселенная людьми, и корабль. По Платону, построенный и снаряженный корабль - это просто вещь, а вот корабль с экипажем - это уже «гиберно», которым должен управлять специалист - «кибернет», кормчий, по-русски. Если исходить из того, что человек - биологически, по крайней мере, то же животное, то становится ясным, откуда взялось название книги Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». Новое, как говорится, это хорошо забытое старое.

Кстати, обрусевшие слова «губернатор», «губерния», «гувернер» - все происходят от термина, который ввел Платон. Да и английское government - правительство, имеет тот же генезис.

Напомним, что кибернетикой - в исходном, платоновском смысле, в начале XIX века занимался Ампер, поместивший ее на третье место в своей классификации наук, а чуть позже него - блестящий польский ученый Болеслав Трентовский.

И если мы говорим о Сталине, то надо помнить, что он был совершенный, полный, идеальный кибернет - в платоновской формулировке. Потому что еще в те времена шел спор между Платоном и Аристотелем о форме правления: Аристотель считал, что управление государством должно строиться на основе законов, Платон оптимальным считал управление на основе решений кибернета (правителя). И теория, и опыт показали, кстати, что платоновский подход более эффективен.

Сталин был энциклопедически образованным человеком, работы Платона (в отличие от нынешних полуграмотных демиков), изучал, систему управления строил как кибернетическую, поэтому говорить о «преследовании Сталиным кибернетики» - просто абсурд.

Определяясь в том, что же такое кибернетика, хотелось бы сослаться на мнение академика Глушкова, блестящего ученого, математика, инженера, эрудита и интеллектуала, глубочайшего знатока не только технических и математических дисциплин, но трудов Гегеля и Ленина. Он не выдавал себя за «отца кибернетики», но его вклад в кибернетику - не винеровская медная лепта, а полновесная золотая литра. Так вот, Глушков трактовал кибернетику, как науку об общих закономерностях, принципах и методах обработки информации и управления сложными системами, при этом ЭВМ трактовалась как основное техническое средство кибернетики.

На определении Глушкова и остановимся. Напомню только, что созданное им семейство ЭВМ «МИР» опередило на двадцать лет американцев - это были прообразы персональных компьютеров. В 1967 году фирма IBM купила «МИР-1» на выставке в Лондоне: у IBM был спор о приоритете с конкурентами, и машина была куплена для того, чтобы доказать, что принцип ступенчатого микропрограммирования, запатентованный конкурентами в 1963 году, давным-давно известен русским и применяется в серийных машинах.

Кто понимает кибернетику лучше Глушкова и сделал для кибернетики больше - пусть дает свое определение этой науке.

Если проехать от метро «Ленинский проспект» несколько остановок на троллейбусе, то по адресу Ленинский проспект, 51 можно увидеть утопающий в зелени деревьев типичный сталинский «дворец науки» - огромное здание с колоннами на фасаде. Это ИТМВТ, Институт точной механики и вычислительной техники имени С.А. Лебедева. Он создан в 1948 году для разработки электронных вычислительных машин - основного технического средства кибернетики, по определению Глушкова.

Директор Института математики и, по совместительству, вице-президент АН УССР Лаврентьев написал товарищу Сталину письмо о необходимости ускорения исследований в области вычислительной техники, о перспективах использования ЭВМ. Сталин, прекрасно ориентирующийся в перспективных направлениях науки, отреагировал немедленно: по его распоряжению был создан ИТМВТ и его директором был назначен М.А. Лаврентьев. Кстати, вот эту, сталинскую школу воспитания кадров широко использовал Королев. У него была чеканная, воистину сталинская формула: «Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!». Так формировались кадры. Такое вот было «преследование кибернетики». А ведь страна еще не оправилась от тяжелейшей войны.

В том же 1948 году под началом доктора физико-математических наук С.А. Лебедева начинаются работы по созданию МЭСМ (малой электронной счетной машины) в Киеве.

В конце 1948 года сотрудники Энергетического института им. Крижижановского Брук и Рамеев получают авторское свидетельство на ЭВМ с общей шиной, а в 1950-1951 гг. создают ее. В этой машине впервые в мире вместо электронных ламп используются полупроводниковые (купроксные) диоды.

В начале 1949 года в Москве на базе завода САМ были созданы СКБ-245 и НИИ Счетмаш. В начале 50-х в Алма-Ате была создана лаборатория машинной и вычислительной математики.

Можно не сомневаться, что на самом деле делалось Сталиным для развития кибернетики намного больше - многое было засекречено, многое было забыто с годами и в соответствии указаниями "кукурузника" Хрущева, но и по этим фрагментам можно понять, что был запущен единый мощный кибернетический проект, охватывающий различные республики и научные учреждения.

И это речь идет только о цифровых ЭВМ - а ведь работа над аналоговыми машинами была начата еще до войны и в 1945 году первая в СССР аналоговая машина уже работала. До войны же были начаты исследования и разработки быстродействующих триггеров - основных элементов цифровых ЭВМ.

Для русофобов и антисоветчиков с особым удовольствием сообщаю, что триггер в 1918 году изобрел советский ученый М.А. Бонч-Бруевич.

Тот самый Михаил Александрович Бонч-Бруевич, который возглавил созданную по указанию В.И. Ленина Нижегородскую радиолабораторию (НРЛ). Это Бонч-Бруевичу направил В.И. Ленин свою знаменитую телеграмму: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и «без расстояний», которую Вы создаете, будет великим делом. Всяческое и всемерное содействие обещаю вам оказывать этой и подобным работам. С лучшими пожеланиями В. Ульянов (Ленин)».

Всяческое и всемерное содействие было оказано, и в условиях экономической и информационной блокады, которую организовали капиталисты, в Нижегородской радиолаборатории создавались приборы, опережавшие на годы западную техническую мысль. Кстати, именно там, в НРЛ, в самом начале 20-х годов советским специалистом Олегом Владимировичем Лосевым был создан «кристадин» - прообраз современного транзистора и открыто свечение полупроводниковых кристаллов - светодиодов.

Возвращаясь к теме «преследования Сталиным кибернетики» хотелось бы привести еще пару примеров.

Министром машиностроения и приборостроения СССР Сталин назначил П.И. Паршина, прекрасного специалиста и знатока своего дела. И вот, когда на совещании в ИТМВТ один из руководителей лабораторий, Л.И. Гутенмахер, предложил строить ЭВМ на электромагнитных бесконтактных реле (они намного надежнее электронных ламп, хотя работают медленнее), Паршин тут же придумал увеличить силу тока в питающей обмотке реле - а это позволило сократить число витков в обмотке до одного, значит, сделать реле технологичным, приспособленным для массового производства. Вот так, в процессе совещания, делается важнейшее, принципиальное изобретение. Вот какие кадры занимались у Сталина кибернетикой. Можно ли вообразить, что какой-нибудь путинский министр настолько знает свое дело, что способен предложить революционное техническое решение? А у Сталина министры дело знали.

А второй пример - из секретного протокола закрытого ученого совета института электротехники и теплоэнергетики АН УССР от 8 января 1950 года, где с докладом о ходе работ над ЭВМ выступил создатель МЭСМ С.А. Лебедев. Доклад был встречен с интересом, доброжелательно, вопросы задавались толковые, все старались помочь и поддержать. Но среди присутствующих был и некий бдительный академик Швец. По сути проекта он не высказался - наверное, так ничего и не понял. Но «со всей остротой» поставил вопросы о том, Лебедев «не борется за приоритет АН УССР по этой работе», «комплексирование работы проводится недостаточно». А самое главное, указал, что «не следует использовать в применении к машине термин «логические операции», машина не может производить логических операций; лучше заменить этот термин другим».

Вот и вся история «преследования кибернетики». Обычные склоки и интриги среди ученой братии. Технари делали машины, двигали прогресс, а «философы», которые ничего не умели делать, бдительно бдили, чтобы кто не подумал, что машина может думать или хотя бы производить логические операции.

В результате «преследования кибернетики», в котором обвиняют Сталина, в СССР была создана новая мощная отрасль науки и техники, созданы научно-исследовательские институты и заводы, производящие кибернетические устройства. Созданы научные школы, подготовлены кадры, написаны учебники, в вузах начали читать новые дисциплины, готовить специалистов по кибернетике.

В СССР МЭСМ была запущена в то время, когда в Европе была только одна ЭВМ - английская ЭДСАК, запущенная на год раньше. Но процессор МЭСМ был намного мощнее за счет распараллеливания вычислительного процесса. Аналогичная ЭДСАК машина - ЦЭМ-1 - была принята в эксплуатацию в Институте атомной энергии в 1953 году - но также превосходила ЭДСАК по ряду параметров.

Разработанный лауреатом Сталинской премии, Героем социалистического труда С.А. Лебедевым принцип конвейерной обработки, когда потоки команд и операндов обрабатываются параллельно, применяется сейчас во всех ЭВМ в мире.

Построенная, как развитие МЭСМ новая ЭВМ БЭСМ в 1956 году стала лучшей в Европе. Созданный в Швейцарии Международный центр ядерных исследований пользовался для расчетов машинами БЭСМ. Во время советско-американского космического полета «Союз-Аполлон» советская сторона, пользующаяся БЭСМ-6, получала обработанные результаты телеметрической информации за минуту - на полчаса раньше, чем американская сторона.

В 1958 году была запущена в серию машина М-20, которая стала самой быстродействующей ЭВМ в мире, а также М-40 и М-50, ставшие «кибернетическим мозгом» советской противоракетной системы, созданной под руководством В.Г. Кисунько и сбившей в 1961 году реальную ракету - американцы смогли повторить это только через 23 года.

Специалисты-кибернетики сталинского призыва создавали мощнейшую вычислительную технику, все высшие достижения СССР в этой области связаны с их именами. Работали они по сталинским идеям - с опорой на собственные силы, свои идеи, свои ресурсы.

Катастрофой стало принятое в 1967 году решение руководства СССР перейти на «обезьянью политику» - копировать американскую вычислительную технику, запустить в производство машины IBM-360 под названием Единая Система «Ряд».

«А мы сделаем что-нибудь из «Ряда» вон выходящее!» - горько шутил С.А. Лебедев, один из первых руководителей сталинского ИТМВТ. И как он ни боролся за самобытный, лучший путь развития нашей вычислительной техники, то самое низкопоклонство перед западом, с которым упорно боролся Сталин одержало верх.

Это подорвало силы ученого, в 1974 году он умер. А ИТМВТ было присвоено его имя, имя лауреата Сталинской премии Сергея Алексеевича Лебедева.

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
lt_kizhe
Sep. 16th, 2008 09:15 am (UTC)
Спасибо, весьма познавательно. Единственное, что вызвало недоумение, это тезис насчёт энциклопедической образованности Сталина.
dm_kalashnikov
Sep. 16th, 2008 09:38 am (UTC)
Данный тезис вызывает у нас недоумение, поскольку Вы не так давно читаете мой журнал ;-) http://dm-kalashnikov.livejournal.com/35907.html
lt_kizhe
Sep. 16th, 2008 09:50 am (UTC)
Вон оно что чего... :) Сразу вспомнился старый советский анекдот:

- Пашютили, и хватит, - сказал Леонид Ильич, переклеивая брови под нос...
lightwatch
Sep. 16th, 2008 09:57 am (UTC)
в семинарии хорошо обучали 8)
(no subject) - lt_kizhe - Sep. 16th, 2008 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - lightwatch - Sep. 16th, 2008 02:02 pm (UTC) - Expand
levgem
Feb. 19th, 2009 04:27 am (UTC)
Очень много свидетельств насчет его поразительной начитанности. К сожалению, источник не вспомню, читал что в его огромной библиотеке почти все книги были исписаны и прокомментированы. Это означает, что он их хотя бы просто прочитал.
(no subject) - dm_kalashnikov - Feb. 19th, 2009 05:28 am (UTC) - Expand
sigurna
Sep. 16th, 2008 10:15 am (UTC)
Всё почти так.

За единственным исключением.
Вычислительная техника и всё, что с ней связано - никак не связано с "кибернетикой"!

Не случайно американцы четко различают computer science и informatic science.
Но слово cybernetic не употребляют-с.

И, собственно, гонения на кибернетику - совершенно справедливы и осмысленны. Ну, по тамошним временам.
Дело в том, что "кибернетика" в трактовке Винера - это нечто научно-популярное. Такая бихевиористика в изложении технократа. Увлекательно.
Станислав Лем интереснее писал.

Но при этом совершенно не научно со строгой точки зрения.
Эшби и фон Нейман - это были отцы-основатели. Винер - в сегодняшних терминах - маркетолог.

Не поленитесь, почитайте первоисточник Винера. Будете удивлены: "и на эту хрень люди столько пылкости тратили".
Замечу, что остальные вещи Винера в значительной мере - самореклама. Одна "Я, математик" чего стоит.
Еще раз.
"Кибернетика" по Винеру - и прикладное применение вычислительной техники и ТАУ - вещи весьма условно связанные.
То, что всю эту область деятельности (ЭВМ, ТАУ) стали у нас называть "кибернетикой" в значительной мере мода и как ни странно - отрыжка той самой критики. "Раз ругают - значит, что-то хорошее".

Где-то так.
Шура Люберецкий [luberetsky.ru]
Sep. 16th, 2008 10:46 am (UTC)
+1

ИМХО, главное "слабое место" статьи, вместе с панегириками Сталтну в духе ЮрьМухина, это то, что не проведено различие между кибернетикой как философией (в понимании Винера и его последователей 40-50 годов) и вычислительной техникой (как понимает слово "кибернетика" нынешний обыватель).

Ну, и если взял на себя роль критика, то вызывают сомнения "чмырения" автором руководства СССР после 1953 года. По-моему, обвинения Хрущева и Брежнева в некомпетентности, поставленные рядом с восхвалением "сталинской эпохи" - это миф того же порядка, как и развенчиваемый "запрет кибернетики", только с другим знаком.

Перечисления успехов советской науки кое-где скатывается в сторону "Россия - родина слонов". Например, «кристадин» - это, конечно, достижение НРЛ, но называть его прообразом транзистора довольно сложно. В 20-е годы очень многие лаборатории занимались полупроводниками, разрабатывалась теория полупроводниковых приборов (например, полевой транзистор был предсказан "на бумаге" еще в 1928 году), многие получали схожие результаты.

Еще - относительно копирования западной вычислительной техники. Как мне кажется, рано или поздно подобное решение должно было быть принято. Конечно, приятно идти по своему, "непохожему на других" пути, но рано или поздно придется "изобретать велосипед". В любом случае, в СССР была очень хорошо развита теоретическая база вычислительной техники, основываясь на ней, работы по "копированию" превращались порой в работы по "улучшению" западных образцов.

В целом, статья хороша для газеты "Завтра", но как развенчание мифа - слабовата, много эмоций, а эмоции здесь - дело лишнее.
(no subject) - sigurna - Sep. 16th, 2008 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - dm_kalashnikov - Sep. 16th, 2008 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - sigurna - Sep. 16th, 2008 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dm_kalashnikov - Sep. 16th, 2008 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sigurna - Sep. 16th, 2008 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 18th, 2008 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - sigurna - Sep. 18th, 2008 07:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 18th, 2008 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - sigurna - Sep. 18th, 2008 09:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - kashnikoff - Sep. 18th, 2008 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sigurna - Sep. 19th, 2008 02:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - kashnikoff - Sep. 19th, 2008 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - sigurna - Sep. 19th, 2008 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kashnikoff - Sep. 20th, 2008 04:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - kashnikov - May. 13th, 2009 12:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - dm_kalashnikov - May. 13th, 2009 02:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - kashnikov - May. 13th, 2009 02:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - dm_kalashnikov - May. 13th, 2009 02:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - kashnikov - May. 13th, 2009 02:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - Vadim L. Priluzkiy - Jul. 5th, 2013 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dm_kalashnikov - Sep. 16th, 2008 11:50 am (UTC) - Expand
dm_kalashnikov
Sep. 16th, 2008 11:47 am (UTC)
//Не случайно американцы четко различают computer science и informatic science. Но слово cybernetic не употребляют-с.

Может быть "Information science"? ;-)
Да, я в курсе, что слово "кибернетика" у них не прижилось. А понятие "информатика" у нас ввели только в 1983-м.

//Эшби и фон Нейман - это были отцы-основатели.

А как же наш Богданов?


(no subject) - sigurna - Sep. 16th, 2008 11:53 am (UTC) - Expand
xena_282
Sep. 16th, 2008 03:09 pm (UTC)
Спасибо! Как раз пригодилось для дискуссии http://pioneer-lj.livejournal.com/1204255.html?thread=45078047#t45116703
kashnikoff
Sep. 18th, 2008 08:06 am (UTC)
Не знаю, кто есть автор, но видимо он плохо подготовился.

Утв 1.
>Сотая от сотой части, доползшая до диплома о высшем образовании, >уверена, что научным «отцом кибернетики» является американец Винер.

Утв 2.
>Кто понимает кибернетику лучше Глушкова и сделал для кибернетики >больше - пусть дает свое определение этой науке.

"Опрокинутый барьер", “Огонек”, №4, январь 1979 г.

Виктор Михайлович Глушков:
"К сожалению, всё тогда получилось не совсем, как я мечтал. Встреча была в пятьдесят девятом году в США, в Массачусетском технологическом институте. Конечно, ужасно мне хотелось узнать, что думает Винер о дальнейшем пути кибернетики, [b]выразить ему свое восхищение[/b], но он вел меня и моих товарищей по бесконечным коридорам института и сосредоточенно молчал, отыскивая дверь лаборатории: он всегда отличался рассеянностью и сейчас забыл дорогу. Пришлось искать секретаршу, нас проводили до двери, и тут выяснилось, что Винер забыл в машине ключи. Он совсем расстроился. Послал за ключами. А когда мы, наконец, попали в лабораторию, старый ученый уже очень устал, терял нить разговора. С горечью я узнал, что он разочаровался [b]в кибернетике, в своем детище[/b], которое стало моей любовью и судьбой, занимается сейчас биологией. И никаких разъяснений и подробностей. Он был стар и, как показалось мне, одинок. Толпы влюбленных учеников я не заметил. Искусственным интеллектом он не занимался."

Могу найти ещё несколько спорных или ложных утверждений. Грустно. Такое ощущение, что после развала СССР не хотят люди читать книги.
dm_kalashnikov
Sep. 18th, 2008 08:24 am (UTC)
А можно подробнее? А то я как-то не вижу прямого обоснования неправоты автора? О чём именно говорит приведенный тобою отрывок в контексте темы?
(no subject) - kashnikoff - Sep. 18th, 2008 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - kashnikoff - Sep. 18th, 2008 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - zavulonium - Oct. 12th, 2008 03:20 am (UTC) - Expand
bill_oflading
Sep. 21st, 2008 11:23 am (UTC)
Но если всё было так прекрасно, то тогда на чём основывается миф (я уж не знаю, в кавычках или без) о гонениях на кибернетику?
И чем же было вызвано столь возмутившее вас решение о копировании IBM 360?
dm_kalashnikov
Sep. 22nd, 2008 05:30 am (UTC)
"Их есть у меня" - http://dm-kalashnikov.livejournal.com/30427.html

//И чем же было вызвано столь возмутившее вас решение о копировании IBM 360?

Не иначе как глупость или предательство.
(Anonymous)
Oct. 23rd, 2008 10:30 pm (UTC)
Сталин был энциклопедически образованным человеком
Николай Александрович Козырев - выдающийся астрофизик, его именем назван кратер на луне и астероид. В 1937-м году ему впаяли 10 лет по так называемому "Пулковскому делу". Там они в Пулковской Обсерватории, по версии НКВД, замутили террористическую организацию фашистско-троцкистско-зиновьевского толка (sic) и планировали установить в СССР фашистскую диктатуру. В общем-то логика понятна: где ж ещё планировать установление фашистской диктататуры в троцкистско-зиновьевском стиле как не в Пулковской Обсерватории? А в 41-м году он, ещё не отбыв срок, получает новый за агитацию среди заключённых. Некоторые из пунктов обвинения, были таковы:

* подсудимый — сторонник теории расширения Вселенной;

(К 41му году теория расширения Вселенной для астрофизиков уж 20 лет как не была новостью, но НКВДшникам, видимо, распоряжения о том, что теория Трёх Китов устарела ещё не поступало.)

* считает Есенина (возможно, Гумилёва) хорошим поэтом, а Дунаевского — плохим композитором;

* во время драки заявил, что «бытие не всегда определяет сознание»;

* не согласен с высказыванием Энгельса о том, что «Ньютон — индуктивный осёл».

(Действительно странно для астрофизика не считать Ньютона "индуктивным ослом".)

14 декабря 1946 года по ходатайству коллег-астрономов освобождён условно-досрочно, как талантливый учёный.

В 58м году Козырев был реабилитирован.


46 - 37 = 9 лет жизни в аду ГУЛАГа; при том -- самых продуктивных лет для учёного (хотя и грех рассуждать о "продуктивности" в сравнении с судьбой человека)

58 - 37 = 21 год с клеймом "врага народа".
Vadim L. Priluzkiy
Jul. 5th, 2013 07:35 pm (UTC)
Например...
"Буржуазная печать широко разрекламировала новую науку — кибернетику. Эта модная лжетеория, выдвинутая группой американских «учёных», претендует на решение всех стержневых научных проблем и на спасение человечества от всех социальных бедствий. Кибернетическое поветрие пошло по разнообразным отраслям знания: физиологии, психологии, социологии, психиатрии, лингвистике и др. По утверждению кибернетиков, поводом к созданию их лженауки послужило сходство между мозгом человека и современными сложными машинами."

(C) — Ярошевский М. «Кибернетика — «наука» мракобесов», «Литературная газета», 1952, 5 апреля. № 42(2915), стр.4

Это я к тому, что не надо подменять развитие выч. техники, которая нужна была государству, в первую очередь, для военных применений и кибернетику -- науку об управлении и взаимодействии систем, начиная от самых примитивных и заканчивая сложными системами вроде государства. Вот такая наука тов. Сталину точно была не нужна, а то мало-ли что повылезало-бы, в результате исследований.

Edited at 2013-07-05 11:36 pm (UTC)
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

dm_kalashnikov
dm_kalashnikov

Latest Month

May 2014
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow