?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фурсов о ЕГЭ

Некоторые интересные выдержки из статьи Андрея Фурсова. 
«Геополитический контекст образовательной реформы» — такая формулировка на первый взгляд может вызвать удивление.

Однако сегодня, когда геополитические противостояния приобретают всё более выраженный информационный характер, когда политическая дестабилизация достигается с помощью информационных войн, т.е. информационно-культурного воздействия на сознание и подсознание групп и индивидов (как это делается, мы могли наблюдать в ходе так называемых «твиттерных революций» в Тунисе и Египте), а результат этого воздействия во многом зависит от уровня образования объекта воздействия (чем выше уровень образования, тем труднее манипулировать человеком), состояние образования становится важнейшим фактором геополитической борьбы.
...
Если говорить о последствиях «реформы», то первое — это значительное падение уровня образования и подготовки учащихся в средней и высшей школе как результат введения ЕГЭ и БС. Как человек, почти 40 лет преподающий в высшей школе, свидетельствую: «егэизированные» студенты — это демонстрация культурно-образовательной варваризации и информационной бедности. Если в последние 25-30 лет культурно-образовательный уровень выпускников школ снижался постепенно, то несколько «егэшных» лет не просто резко, а катастрофически ускорили этот процесс.
...
Уменьшение числа учебных часов по таким предметам, как математика и физика, фактическое изгнание из школьной программы астрономии — всё это не просто сужает и обедняет картину мира учащегося, но непосредственно ведёт к дерационализации сознания. Сегодня широко распространяется вера в иррациональное, магическое, в волшебство; пышным цветом расцветают астрология, мистика, оккультизм и прочие мракобесные формы, кино (далеко ходить не надо — сага о Гарри Поттере) рекламирует нам возможности магии, чудес. В таких условиях уменьшение часов по естественно-научным дисциплинам работает на триумфальное шествие мракобесия, на то, чтобы астрология в сознании заняла место астрономии, дезориентируя людей и облегчая манипуляцию: человеку, верящему в чудеса, легко «впарить» любую пропаганду, не имеющую рациональной аргументации. Создаётся впечатление, что все эти манипуляции со школьной программой, помимо прочего, должны подготовить людей к принятию нового типа власти — магической, основанной на претензии на волшебство, на чудо, в реальности оборачивающееся чем-то похожим на пляски на сцене в голом виде героев «Приключений Гекльберри Финна».
Не меньший ущерб несёт тот факт, что курсы истории, по сути, либо устранены из программ всех факультетов, кроме исторических, либо существенно сжаты. Следствие — утрата исторического видения, исторической памяти. Результат — студенты не могут назвать даты начала и окончания Великой Отечественной войны, полёта Гагарина в космос, Бородинского сражения. В этом году я впервые столкнулся со студентом, который никогда не слышал о Бородинском сражении, — «бородинский» у него ассоциируется только с хлебом.
...
Когда-то Черчилль сказал о войне с Германией: мы воюем не с Гитлером, а с духом Шиллера — чтобы он никогда не возродился. То же могли и могут сказать «друзья» России — они не борются с конкретным режимом, они борются с духом Александра Сергеевича Пушкина, чтобы он не возродился. Действуют разнообразно и в разных сферах: финансово-экономической, информационной, культурной, превознося и поддерживая то, что нарушает и разрушает традиции национальной культуры, откровенно глумится над ними (примеры последних лет — поставленные в Большом театре «Евгений Онегин» и «Руслан и Людмила»).


Таким образом, Запад продвигает образовательные реформы в России с целью сделать деиндустриализацию необратимой. Но мы будем бороться до последнего!

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
idealist_t
Feb. 2nd, 2012 11:29 am (UTC)
Основному выводу статьи противоречит от факт, что В Германии БС была введена (=навязана) подобным же образом: против желания представителей производства, а также какой-то части (не знаю, какой) преподавателей исключительно политическим решением.
k_makarov
Feb. 2nd, 2012 12:28 pm (UTC)
Это не совсем так. В Германии, в Лейпцигском политехе (и еще в паре мест, не помню точно, где) сохранили программы подготовки инженеров, порезать под бакалавриат не дали.
Во Франции - тоже. Насколько я помню, в Нанте и в Парижском политехе. А у нас гробят даже Бауманку!
А насчет ЕГЭ - просто преступление. Разница между студентами, сдававми ЕГЭ, и теми, кто "проскочил" перед ними на год раньше - небо и земля!
idealist_t
Feb. 2nd, 2012 01:07 pm (UTC)
И у нас отстояли некоторые специальности. Но дело это сильно не поправит.
А проблема даже не в самом ЕГЭ. ЕГЭ - следствие и одно из проявлений некоторого масштабного общественного процесса, который я пока не берусь точно определить. Другим проявлением того же процесса является полная профанация вузовской науки, как в отношении к ней людей, так и в её действительной ценности.
k_makarov
Feb. 2nd, 2012 01:27 pm (UTC)
У нас на кафедре тоже, вначале вроде отстояли, теперь додавливают...
Конечно, процесс комплексный, но ЕГЭ - одна из его важнейших компонент.
А с вузовской наукой наблюдаю не столько профанацию (хотя и это есть), сколько процесс удушения путем увеличения степени паразитизма. Превращается в механизм для прокручивания денег.
sirena7
Feb. 3rd, 2012 12:50 am (UTC)
А на физтехе система бакалавриат- магистратура существует довольно давно. Проблема, по-моему, не в самом делении, а в учебных планах, которые под нее сейчас закладываются. Там убожество страшное!
И формируем мы сейчас не систему знаний, а "компетенции". По моим представлениям, это спосбность "услышать звон".
supermipter
Feb. 2nd, 2012 04:29 pm (UTC)
==Таким образом, Запад продвигает образовательные реформы в России с целью сделать деиндустриализацию необратимой. Но мы будем бороться до последнего!==
Еще один джип купишь что ли?
dm_kalashnikov
Feb. 2nd, 2012 09:57 pm (UTC)
Нет.

Есть иные идеи. Но пока их разглашать не намерен.
eternal_ego
Feb. 3rd, 2012 12:32 pm (UTC)
Даты сражений у меня никогда в памяти не откладывались больше, чем на несколько дней. Начало и завершение великой отечественной - это хорошо запомнилось, но это исключение. И ЕГЭ тут ни при чём, хотя во время моего обучения в старших классах "тесты" уже начали появляться, и уже тогда вызывали сильное раздражение.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

dm_kalashnikov
dm_kalashnikov

Latest Month

May 2014
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow