dm_kalashnikov (dm_kalashnikov) wrote,
dm_kalashnikov
dm_kalashnikov

Categories:

Солярис и Меланхолия

Сделал пару нарезок из Соляриса и Меланхолии, где фигурируют "Охотники на снегу". Кстати, в сцене Соляриса мелькают и остальные картины из серии времён года. Ну и конечно, сама сцена просто волшебна, особенно под музыку Баха. Лучший момент из фильма.

Рецензия на Меланхолию.

Конец 20 века с блеском и треском продемонстрировал обесценивание содержания визуального. Такие понятия как единичность и уникальность умерли еще в те времена, когда Уорхол размножил свои бобовые консервы, доказав, что в них столько же смысла, сколько в портрете несравненной Монро. «Продажным» стало все, что плохо лежит и хорошо блестит – ван гогами и климтами украшены предметы обихода во всех уважающих себя европейских странах: от сувенирной ложечки с подсолнухами до постельного белья с поцелуем. На своем мастерклассе в Минске фотограф Алексей Никишин как-то пошутил, цитируя своего друга: «Вы знаете, почему Климта так часто можно увидеть на чашках? Потому что его вытянутые фигуры женщин отлично вписываются в форму питейной посуды». Начало нового столетия, хотя и от оного мы прожили всего с десяток лет, уже одарило нас множественными интерпретациями и загадками одного, неслучайно случайного, изображения, которое выступает забавным предметом кинематографического разговора одного провокационного датского философа и одного метафизичекого русского мистика. Диалог этих режиссеров, несмотря на то, что между ними разница в поколения и ментальности, ведется о картине голландского мастера 16 века, символиста революционера, определенно замечательного наблюдателя и, определенно, тонкого философа. Оба, Ларс Фон Триер и Андрей Арсеньевич Тарковский, созерцают «Охотников на снегу» Питера Брейгеля, вовлекая нас в модную постмодернисткую игру без правил. Игру, которую я попытаюсь умножить еще одной горсткой интерпретаций.





Многие из нас помят кадр из «Соляриса» Тарковского (1973), где инопланетная героиня фильма - Хари (ее играет сестра того самого русского франта Мышкина-Бондарчука), проекция терзаемого совестью главного героя-космонавта Бониониса, исследующего фантомы планеты Солярис, - созерцает картину Брейгеля и погружается в атмосферу живописного произведения, через нее формируя впечатления о смысле и течении жизни на планете Земля, где она никогда не была. Почему Тарковский, из долгой вереницы произведений, нашедших свое прибежище на бархатных стенах Эрмитажа или Пушкинского музея, останавливается на, пожалуй, менее знакомом в середине 20го века Брейгеле с его охотниками, возвращающимися домой на фоне мирных деревенских жителей, занятых своими мирными делами у подножия не существующих в его родной Голландии, нежно и вдохновенно украденных во время путешествия в Италию альпийских гор? Что значил Брейгель для русского мистика? Что увидел сам Брейгель в сюжете заснеженных долин? По какому поводу Брейгеля откровенно цитирует Фон Триер?
Сам Тарковский в своем интервью в 1969 году отмечает близость творчества Брейгеля русской ментальности, а критики в свое время называют этого художника «праотцом русского авангарда». Брейгель, любитель создавать маленькие вселенные из сотен крошечных кусочков мозаики, волшебным образом превращает заснеженный уголок земли в символ всей планеты. Картина, в свое время выполненная по заказу коллекционера и финансиста Николаса Ионгелинка для иллюстрации народного календаря, становится своеобразной метафорой-обобщением ежегодных, а поэтому вечных, рутин человека. Странно, но на первый взгляд банальная сцена из жизни голландских крестьян ни в коей мере не принижает значение совершаемого ими действия. Интересно, но у Брейгеля человеческое, земное, тонко и гармонично вплетается в природное – эти два пласта как бы дополняют друг друга, причем (помня картину Брейгеля «Падение Икара», например), природное суть первично, оно как бы говорит о том, что уставшие охотники, катающиеся на льду дети, разводящие огонь женщины (как и, смею отметить, падающие икары) обречены уставать, кататься и падать всегда, во веки вечные, топчась по предначертанному кругу, в то время как природа, гениально прекрасна и божественно далека, словно добрый и терпеливый отец, будет созерцать их милое и мерное трепыхание.
Для Тарковского, переосмыслившего домашнюю метафизику бытия Брейгеля, округленность взаимодействия и взаимопроникновения природы и человека, «Охотники на снегу» стали предвосхищением ностальгии, напоминанием о потерянной земле, по утраченному дому. Инопланетянка Хари погружается не в мир голландских пейзажей, она пропадает в воспоминаниях о потерянном мире любого земного существа и эмпатически переживает тоску от магии экзистенциального переживания снежного детства каждого из нас – того самого, когда деревья были большими, а снег белым.
38 лет спустя в странствие по ностальгии по Земле, которой никогда больше не быть такой, как в детстве, уходит другая фигура-пилигрим – Ларс Фон Триер, любитель кольнуть вашу совесть и мысль своими очень разными, но всегда провокационными картинами еще со времен незабываемого проекта «Догма», человек, который доказал, что фильмом продолжительностью в 3 часа и при полном отсутствии декораций можно держать зрителя в колоссальном напряжении.
Фон Триер называет себя лучшим режиссером 21 века, смело использует дерзкие пиар ходы: от добавления к собственной фамилии аристократической приставки «фон» до черных неэтичных шуточек про Гитлера. Его юмор известен еще со времен сериала «Королевство» с даунами-хирургами на главных ролях, невообразимым образом без цензуры показанного по центральному датскому телевидению: Фон Триер всегда делал вещи, которые от него не ожидали. Одна из последних выходок – посвящение жесткого фильма с говорящим названием «Антихрист» Андрею Тарковскому (а не тому же Пазолини или Ардженто, что больше подошло бы, …например, по настроению). Подмигнув в сторону всех голливудских копикэтов и смерти постмодернистского автора, Фон Триер заявляет, что посвящение фильма – отличная гарантия того, что никто не обвинит его в прямом воровстве у знаменитого, цитируемого режиссера.
Но если «Антихрист» по сути, по картинке и по степени вызываемых эмоций - это совершенный анти-Тарковский, то следующий, на сегодняшний момент последний, фильм датчанина – «Меланхолия» - в чистом виде диалог с русским мистиком.



Темы для разговора с Тарковским здесь находишь повсюду: от отсылки в самом названии (предпоследний фильм Андрея называется «Ностальгия») до сладкого десерта в виде «Охотников на снегу» Брейгеля, продемонстрированных в нескольких важных кадрах фильма. Фонтриеровская «Хари» - Джастин, в исполнении Кирстен Данст, однако, мучается отнюдь не в сладкой нежной ностальгической истоме (да и кто в 21 веке способен на такие «декадентские» чувства?). Она сознательно разрушает свою свадьбу, отстраняется от мира людей стеной помощнее берлинской, погружается не столько в горячую ванну, сколько внутрь самой себя – меланхолично (что равнозначно тотальному безразличию) наблюдая неминуемый конец всего сущего. Пейзажи Брейгеля для нее – причина опустошающей печали, почти неверия в то, что когда-то люди могли просто жить «не парясь»: яростно раскрывая альбомы на страницах с работами Брейгеля, Джастин насильно пытается заставить себя почувствовать то, что смогла пережить даже инопланетянка с планеты Солярис – простую, как рисунки мелом на асфальте, жизнь. Ощутить полноту жизни, как ей желала в свадебном тосте собственная мать - enjoy it while it lasts – но осуществимо ли это? Или предопределяющие вселенский конец света начальные кадры с горящей картиной охотничей пасторали уже подвели все вопросы и сомнения под общий знаменатель?
Иронично звучит киношный девиз «Меланхолии», произнесенный устами матери главной героини, и вместе с ним Фон Триер изящно замыкает круг интерпретаций Брейгеля: вы, конечно, можете опустить лапки и рождественским барашком ждать лобового тарана с неизвестностью или же, нацепив коньки, отправиться на каток – чтобы было потом по чему ностальгировать. Главное, сохранить в себе возможность ощущать уникальность каждого момента. Если получится.

Tags: Брейгель, кино
Subscribe

  • (no subject)

    Фундаментальная функция идеосферы — сделать основную массу членов общества (желательно всех) неспособной к самостоятельному и объективному…

  • Отличный мультфильм о религии

    Осторожно: мат. Но сделано просто шикарно!

  • Адюльтерная Библия

    В Библии издания 1631 года, в заповеди « Thou shalt not commit adultery» (Исход 20:14) не доставало слова not, так что вместо «не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments